Ученый - герой-одиночка,
или Один в поле не воин?
Маленький вклад в большое открытие
Евгения Игоревна Федотова — старший научный сотрудник лаборатории внутриклеточной сигнализации института биофизики клетки РАН. Научные исследования — неотъемлемая часть ее жизни. Евгения не заканчивала работу в институте, но в какой-то момент она сделала в ней перерыв. Почему? Чуть забежим вперед — нет, это не болезнь. Что заставило ее отложить на время интересную ей тему, к которой к тому же приковано внимание медиков всего мира? И как она идет к своему научному результату?

Посмотрите, что с ней не так?
У мыши нарушена координация. Ее лапы постоянно соскальзывают с мостика. Она теряет способность ими управлять. А здоровая бы спокойно прошла по узкой дорожке.

У мыши нарушена координация. Ее лапы постоянно соскальзывают с мостика. Она теряет способность ими управлять. А здоровая бы спокойно прошла по узкой дорожке.
Посмотрите, что с ней не так?
У человека же другие признаки:
Тремор
Дрожание конечностей - основной симптом болезни.
Брадикинезия
Движения становятся медленными, постепенно замедляются речь и походка. Лицо становится маскообразным.
Неустойчивость
Пациенту трудно удержать равновесие, при ходьбе - резко остановиться.
Ригидность
Движения пациента скованы, тонус мышц повышен.
Деменция
Разные варианты развития слабоумия.
Это болезнь Паркинсона
Одно из самых распространенных нейрогенеративных заболеваний, связанных с нарушением головного мозга. Раньше считалось, что только пожилые люди подвержены этому заболеванию, либо же те, у кого была травма головного мозга. Например, боксеры тяжелого веса, которые получают сильные удары по голове. Сейчас стало понятно, что есть множество случаев, когда это заболевание передается по наследству и развивается у более молодых людей (от 30 лет). Есть определенные гены, которые ответственны за болезнь Паркинсона. Сначала признаки малозаметны, потом они перерастают в явные двигательные нарушения, происходит тремор или дрожание конечностей, нарушение походки, потеря памяти и т.д.
В чем заключается поломка?
Наш головной мозг состоит из множества клеток. Одни из основных – нейроны. Они как бы общаются между собой сигналами. Нейроны выделяют определенное вещество, которое подхватывает другой нейрон и запускает сигнал в виде электрического импульса. Именно за счет их передачи работает наш головной мозг. Есть вещества, которые выбрасываются одним нейроном, они называются нейромедиаторы. Это передатчики между нейронами. К примеру, дофамин. Это такой гормон, который отвечает за предвкушение удовольствия, а также за память и обучение. Как раз именно из-за болезни Паркинсона происходит нарушение выброса нейроном этого дофамина - из-за гибели клетки или каких-то изменений. Другой нейрон не может принять этот дофамин, цепочка сигнала останавливается. Задача ученых понять, где причина нарушения. Как запустить обратно этот процесс?
В мире попыткам решения этой проблемы отданы многие десятилетия. Даже создано Международное общество по изучению болезни Паркинсона. В России этой проблеме уделяют внимание множество медицинских исследовательских учреждений: Научный центр неврологии (Москва), Федеральный центр мозга и нейротехнологий (Москва), Сеченовский университет (Москва), Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой (Санкт-Петербург), Казанский государственный медицинский университет и многие другие. Но ответ на вопрос о лекарстве от болезни Паркинсона ищут и другие исследователи - биологи.
Лаборатория внутриклеточной сигнализации
Наукоград Пущино, Институт биофизики клетки РАН




"Болезнь Паркинсона можно сравнить с поломкой компьютера. В нем тоже нужна память, куда записывается вся информация. И изначально, когда начинается поломка, у тебя вылетает одна клавиша. Ты ее нажимаешь, а ничего не происходит, или она вовсе не нажимается. При этом заболевании движения очень скованы. Сначала это незначительно. Сломалась и сломалась. Но постепенно начинает "сыпаться" весь компьютер. Все заканчивается тем, что на него нельзя записать никакую информацию. Сначала можно добавить память извне, а потом и это не помогает. И зачем тогда такой компьютер, на который нельзя загрузить информацию?"
"Болезнь Паркинсона можно сравнить с поломкой компьютера. В нем тоже нужна память, куда записывается вся информация. И изначально, когда начинается поломка, у тебя вылетает одна клавиша. Ты ее нажимаешь, а ничего не происходит. Или она вовсе не нажимается. При этом заболевании движения очень скованы. Сначала это незначительно. Возможно, изменения незаметны. Сломалась и сломалась. Но постепенно начинает "сыпаться" весь компьютер. Все заканчивается тем, что на него нельзя записать никакую информацию. Сначала можно добавить память извне, а потом и это не помогает. И зачем тогда такой компьютер, на который нельзя загрузить информацию?"
Zero Block
create your own block from scratch
"Болезнь Паркинсона можно сравнить с поломкой компьютера. В нем тоже нужна память, куда записывается вся информация. И изначально, когда начинается поломка, у тебя вылетает одна клавиша. Ты ее нажимаешь, а ничего не происходит. Или она вовсе не нажимается. При этом заболевании движения очень скованы. Сначала это незначительно. Сломалась и сломалась. Но постепенно начинает "сыпаться" весь компьютер. Все заканчивается тем, что на него нельзя записать никакую информацию. Сначала можно добавить память извне, а потом и это не помогает".
"Болезнь Паркинсона можно сравнить с поломкой компьютера. В нем тоже нужна память, куда записывается вся информация. И изначально, когда начинается поломка, у тебя вылетает одна клавиша. Ты ее нажимаешь, а ничего не происходит. Или она вовсе не нажимается. При этом заболевании движения очень скованы. Сначала незначительно. Сломалась и сломалась. Но постепенно начинает "сыпаться" весь компьютер. Все заканчивается тем, что на него нельзя записать информацию. Сначала можно добавить память извне, а потом и это не помогает".
Работает над тем, чтобы вернуть все клавиши на место – научный сотрудник Евгения Федотова.
Она родилась в Эстонской Республике, закончила школу в городе Силламяе. Но как она оказалась в Подмосковье, в биологическом институте, да еще и за работой над такой значимой темой?


Школу она закончила в Эстонии, но поступать решила в Московский университет. Не прошла по баллам. Был вариант учиться не в самом МГУ, а в филиале в городе Пущино, куда она и подала документы. Один из плюсов учиться именно там для Евгении – научная среда. Во-первых, у них были преподаватели – практикующие ученые, так как филиал находится в городе – научном центре. Уже с первого курса можно было посещать лекции как молодых ученых, так и именитых профессоров. Второй плюс – возможность научной практики в действующих лабораториях уже с первых курсов.
«Мы посещали разные лекции в институтах города. Было очень удобно учиться, а после пар бежать в лаборатории. Не надо преодолевать большие расстояния, можно участвовать в научной деятельности непосредственно».

Евгения Федотова
старший научный сотрудник лаборатории внутриклеточной сигнализации Института биофизики клетки РАН
Для Евгении наука – не просто работа.
Скорее, стиль жизни
Героиня «выпадала» из процесса на довольно продолжительное время. Исследования, разумеется, не прекратились, ее тему продолжили коллеги. Но что побудило Евгению Игоревну на время покинуть любимую работу?
У Евгении Федотовой пятеро детей. Четыре мальчика и одна девочка. Старшей уже 14 лет. У всех есть свои хобби и увлечения.
«У них какие-то свои интересы. Старший сын начал изучать биологию, она ему не нравится. Старшей дочери нравится биология, но без фанатизма. При этом ей нравится и химия, и физика. Я наоборот никогда не настаиваю на том, чтобы мои дети обязательно обучались на биологов. Мне кажется, намного лучше будет, если они пойдут своим путем. Столько разных вариантов в жизни, столько возможностей!»

Евгения Федотова
старший научный сотрудник лаборатории внутриклеточной сигнализации Института биофизики клетки РАН
Но как героине удается совмещать науку и воспитание детей?

Поддержка коллег, мужа и всей ее семьи – это то,
что ей помогает. Они с супругом распределяют домашние обязанности, работу по научным проектам, все делают вместе, сообща. Муж для нее - не только член семьи. У них общее дело, они оба работают в одном институте: "Он меня поддерживает, как и я его, у нас есть возможность взять ребенка на работу. Сейчас я в основном работаю на компьютере, это очень удобно. Мы с мужем всегда вдвоем, не по-отдельности. Он часто бывает моим руководителем по проектам, с ним проще наладить коммуникацию. Он дает мне задания зная, что я могу их спокойно выполнить дома. Это очень помогает, особенно когда дети маленькие. Мы с ним распределяем и домашние обязанности. Кто-то в один день отведет детей в школу или на кружки, кто-то в другой".

Как же делаются научные открытия?
Коллективом живых людей, которые любят, растят детей, увлекаются различными хобби. По словам научных сотрудников, они вместе планируют и обсуждают работу, эксперименты и публикации. Очень важно выслушать все идеи, ведь какие-то могут родиться именно в обсуждении, в совместном размышлении над проблемой и потом уже планировании эксперимента и самой работе. Когда лаборатория занимается исследованиями в какой-то сфере, совершенно необязательно, что именно это научное подразделение совершит открытие, которое изменит весь мир. Но вклад опыта и результатов всех исследований сотен ученых обязательно даст результат.
Источники:
Видео:

Ролики сняты Антониной Андреевой и Дианой Ларионовой
Видео из личного архива семьи Евгении Федотовой
Материалы лаборатории ИБК РАН

Фото:

IVAO: пораженная митохондрия
Safety at Work blog: кнопка клавиатуры
ГБУЗ НО "Сергаческая ЦРБ": признаки болезни Паркинсона

Яндекс дзен: нейроны
CatherineAsquithgallery: мышь
Фотобанк от TripTonkosti: клетка
Фотоработы Антонины Андреевой
Материалы лаборатории ИБК РАН и личные фотографии семьи Бережновых

Made on
Tilda